вернуться
 

  Статья в сокращенном варианте. Полную версию смотрите на сайте http://www.tribuna.ru/


Будут ли включены в олимпийскую программу спортивные бальные танцы?

На вопросы корреспондента "Спортивной трибуны" отвечает президент Федерации танцевального спорта России, член Президиума Международной федерации танцевального спорта Павел Дорохов.

– Когда спортивные танцы будут в олимпийской программе? Ваш прогноз?

– Вопрос интересный. И прежде всего потому, что он для нас очень злободневен. Это главная проблема, которую сегодня пытается решить Международная федерация танцевального спорта.

Для того, чтобы попасть в программу зимних или летних Олимпийских игр, любой вид спорта должен отвечать определенным требованиям Международного олимпийского комитета. Регулярно, через каждые восемь или десять лет, списки кандидатов обновляются. Танцевальный спорт – в листе ожидания МОК уже последние 30 лет.

Как вам известно, не так давно произошла смена руководства МОК. Теперь его возглавляет президент Жак Рогге, а он является убежденным сторонником идеи, что летние Олимпийские игры достигли своего оптимального размера по количеству участников и их разрастание нецелесообразно. Другими словами, освободится место – милости просим, будем реально рассматривать ваши шансы.



Надо признать, что мы полностью, на все сто процентов, вид спорта с субъективной оценкой результатов. Учитывая то, что Международный олимпийский комитет недавно объявил решительную борьбу с субъективным судейством, проблема эта действительно серьезная. Во-первых, мы не «метричны», то есть у нас нет никаких четких, выраженных в цифрах показателей. У нас судейство сравнительное, и его суть заключается в том, что на паркете выступает не одна пара, а несколько одновременно: от двух до четырнадцати, в зависимости от размера площадки. На каждый заход отводится в среднем полторы минуты. Судейская бригада состоит из нечетного количества арбитров: не менее семи, но не более пятнадцати. Каждый из них должен успеть просмотреть всех выступающих и определить, какая пара лучшая.

"Нравится" или "не нравится" – это типичная зрительская оценка. Зритель ведь как рассуждает: вот в этой паре партнерша красивая, у нее костюм оригинальный, больше стразов от Сваровски. А вот эта пара двигается более энергично и при этом делает такие "па", что дух захватывает! И зритель в большинстве своем считает, что этого достаточно, чтобы предпочесть одну пару другой.

На самом деле существуют совсем другие критерии. Судьи прежде всего оценивают музыкальность, попадают ли танцоры в ритм, такт, смотрят на их основную позицию, линию корпуса, плеч, рук, ног, ведение в паре, ее баланс. Важнейший из критериев – работа стопы, также связанная с балансом: встает ли танцор на полупальцы или на пальцы, как он опускается и поднимается, плавно или рывком, встает ли на внешнюю или внутреннюю часть стопы… Все это очень важно.

Мы должны сделать так, чтобы критерии нашего судейства были понятны не только узкому кругу лиц, но и зрителям. Это одно из требований МОК. Для этого Международная федерация танцевального спорта в настоящее время уточняет оценочный аппарат, делает его понятным в словесном выражении для публики.

Всего на планете спортивными танцами занимаются 3 миллиона человек. В Российской Федерации более 50 тысяч танцоров, имеющих соответствующий класс мастерства и квалификационные книжки. Еще примерно столько же тех, кто только в подготовишках ходит, посещая так называемые "школы бального танца". Плюс еще одна категория, которая расширяется достаточно быстрыми темпами и состоит из людей практически любого возраста, желающих научиться красиво двигаться под музыку.

Сейчас танцевальное искусство возрождается. Мамы и папы с удовольствием ведут к нам своих чад. И прежде всего потому, что они уверены, что их дети, занимаясь танцевальным спортом в свободное от школы время, не окажутся под влиянием "улицы". К тому же наш вид спорта сравнительно недорогой. Он, безусловно, требует вложения средств, но его не сравнить с такими сверхзатратными видами спорта, как гольф, горные лыжи или такой технически сложный спорт, как парусный. Танцами занимается немало ребят, чьи родители относятся к бюджетным категориям рабочих и служащих. Эти семьи трудно назвать зажиточными, и тем не менее, несмотря на все трудности, они выкраивают средства ради того, чтобы их сыновья и дочери научились грациозно двигаться под музыку, были опрятно одеты, получили навыки вежливого, деликатного общения с противоположным полом. Ведь в нашем виде спорта учатся правилам этикета, приобретают красивую осанку, а это, к сожалению, в широкой обиходной культуре сегодняшней России не так часто, как хотелось бы, встречается. Добавьте ко всему вышеперечисленному достаточно высокие физические нагрузки.

Танцевальная пара, проводя на паркете в среднем полторы минуты, затрачивает такое же количество энергии, что и бегун на 400–500 метров. При этом требования у нас к спортсменам более сложные. Легкоатлет не следит за свой осанкой, выражением лица, да и артистичности ему нет нужды уделять внимание. Танцоры же должны показать, что исполнение элементов максимальной сложности им дается легко, без особых усилий. И только они сами да их тренер знают, сколько труда, времени, энергетических затрат скрыто за совершенством их движений, музыкальностью, отточенностью хореографии, четкой ритмикой. Наши конкурсанты соревнуются в лучшем исполнении танца. А он был, есть и будет симбиозом спорта и искусства, неотъемлемым элементом общечеловеческой культуры.

Автор: Инна Симонова
Рубрика: Персона
Источник: http://www.tribuna.ru/

 
Hosted by uCoz