вернуться
 

Лекция для конгресса судей и тренеров ФТС ЦФО
15-16 сентября 2004г. в г. Ярославле
Тема «Мотивация танцоров»
лектор: Нина Рубштейн
Мне кажется, что второе место среди главных психологических трудностей тренеров в спортивных танцах занимает проблема мотивации танцоров на тренировочный процесс. Первое место большинство тренеров отдали взаимоотношениям тренеров и родителей – именно с этой темой я выступала на конгрессе ФТСР этой весной.
Под мотивацией я понимаю желание тренироваться, желание достигать результата, желание делать спортивную карьеру и желание эффективно решать текущие проблемы и задачи, неизбежно возникающие на этом пути. Все то, что определяет, насколько танцоры готовы отдаваться тренировочному процессу и танцевальной карьере всерьез. На мой взгляд, именно мотивация определяет успешность или не успешность танцора. Каждый из вас наверняка сталкивался с ситуацией, когда одаренный танцор, для которого созданы все условия, тренируется спустя рукава или вообще оставляет спортивную карьеру. Вот именно такие случаи создает та или иная мотивация танцора. Я знаю, что для большинства тренеров это один из самых волнующих вопросов, поскольку мы-то с вами как раз всерьез занимаемся спортивными танцами J .
Иногда тренеры принимают низкую мотивацию танцора за отсутствие у танцора условий для эффективных занятий, думая, что мотивация есть, но условия не позволяют. Это такие условия, как большая учебная нагрузка в школе, отсутствие денег, некому привезти на занятия и так далее. В связи с этим я бы хотела в первую очередь озвучить настоящие признаки низкой мотивации танцора, которые помогут вам видеть, что происходит на самом деле с вашими танцорами.
Самое простое правило, позволяющее отследить разницу между мотивированным танцором и немотивированным – это известная поговорка «Кто хочет – тот ищет возможности, кто не хочет – тот ищет причины». Другими словами, если вы видите очень много причин, по которым танцор не может выполнять тренировочные требования и заниматься в необходимом режиме – это означает, что у него низкая мотивация. И наоборот: мотивированные танцоры, и их родители, находят возможность танцевать в самых сложных условиях.
Итак, вот те признаки, по которым мы можем говорить о немотивированности танцоров:

  • Танцор плохо слышит ваши слова, либо слышит с опозданием, часто отвлекается на посторонние явления: чужие разговоры, присутствующих людей, возникающие звуки и так далее. Это так же может означать, что его мотивация танцевать связана не с тем, чтобы он любит танцевальный спорт, а, скорее, с тем, что он любит то, что дает танцевальный спорт: престиж, высокую оценку окружающих, особое мнение значимых для него людей.
  • Движения танцора отличаются вялостью, низкий уровень энергии в теле – самый верный признак низкой мотивации. Тело никогда не врет.
  • Танцор не задает уточняющих вопросов (это может происходить и по другой причине – из-за желания танцора казаться очень понятливым, умным, продвинутым).
  • Танцор регулярно опаздывает на занятия.
  • Забывчивость танцора, проявляющаяся как в танцевальной информации, так и в других явлениях: забывание тренировочных вещей, тренировочных заданий, правил поведения и так далее.
  • и другие причины, из-за которых танцор якобы не может выйти на турнир, прийти на тренировку, выполнить тренировочное требование и так далее.

Если вы видите наличие в поведении танцора несколько из перечисленных признаков – это точно означает низкую мотивацию танцора.
Мотивация не является неизменяемой чертой характера. Тем более – у ребенка, чья психика очень гибка и подвержена самым различным влияниям. На его желание тренироваться влияет несколько факторов:

  • Позиция родителей по отношению к его танцевальной деятельности, его результатам, к его тренерам и танцевальной жизни в целом
  • Позиция и методы работы тренера
  • Результаты занятий и выступлений
  • Отношения в паре
  • Индивидуальный характер, сложившийся благодаря специфике воспитания.

Существует только один пункт из вышеперечисленных, в который тренер не может вмешаться – это индивидуальный склад характера танцора. Даже при искусном владении психологическими приемами, тренер не может повлиять на характер танцора в связи с тем, что те или иные черты в его характере формируются и (главное)поддерживаются той моделью взаимоотношений, которая сложилась в его семье. Согласитесь, что в семье он находится чаще, чем в тренировочном зале. И каждый раз, когда он бывает в семье, его привычные черты характера поддерживаются различными способами поведения членов семьи, и в основном – неосознанно.
Тем не менее, у тренера есть возможность «заходить» на мотивацию танцора еще с нескольких сторон.
Самая, на мой взгляд, важная составляющая – это позиция родителей. Часто оказывается, что тот или иной талантливый танцор оказывается не поддержанным родителями в его стремлениях, и тогда его мотивация медленно угасает. Другой вариант – когда родители чересчур увлечены так называемой «танцевальной политикой» и отравляют мотивацию танцоров рассуждениями о том, что танцевальная карьера делается не в тренировочном зале, а в судейской. Об это я еще скажу подробнее.
Некоторые родители, так же, считают, что их ребенок должен всегда приходить из зала счастливым и довольным, и если он бывает расстроен – это, мол, дурной знак, начинаются претензии к тренеру или сомнения в танцевальном таланте ребенка. Это происходит в том случае, если родители не знают о том, что расстраиваться из-за неудач – это нормальная реакция любого человека на трудности, а так же что спортивная карьера состоит из препятствий, которые необходимо преодолевать, приятно это или нет, если уже было принято решение получить результат от спорта.
Если ребенок воспитан таким образом, что он не привык справляться с трудностями, не привык решать какие-то жизненные задачи самостоятельно (за него это обычно делали заботливые взрослые) – это всегда является угрозой и испытанием для его мотивации, поскольку любая трудность может его остановить навсегда или сильно снизить желание заниматься танцами. А без трудностей, как известно, спорта не бывает. Здесь приходится задавать вопрос танцорам и их родителям: готовы ли вы смиряться с трудностями и терпеливо их преодолевать ради результата? Нужен ли вам этот результат настолько, чтобы вы были готовы смиряться с неприятными моментами?
В такой ситуации тренеру необходимо вовремя отслеживать неверное влияние родителей и проводить с ними разъяснительную работу. Если вы видите, что мотивация танцевать существует в основном у мамы, а у ребенка лишь пассивное сопротивление маминому желанию – посвятите в свои наблюдения родителей. Им важно пояснять, что лучший способ повысить мотивацию танцора – это предоставлять ему самостоятельность, право выбора, уважать его решения и хвалить за самостоятельные достижения.
К сожалению, я не могу в короткой лекции рассказать обо всех тех пагубных моделях родительского поведения, которые снижают мотивацию танцоров тренироваться, ибо их список очень велик и психологическая работа с «испорченными» родителями очень специфична, глубока по содержанию и бывает довольно длительной. Рекомендую направлять таких родителей ко мне на долгосрочную индивидуальную работу J .
Как я уже говорила в своей лекции на Конгрессе ФТСР, одинаково трудны в работе родители, которые души не чают в своем чаде и родители, которых не волнует танцевальная судьба их ребенка.

 
Hosted by uCoz