вернуться
 

  "Тренер-танцор-родитель – психология взаимоотношений"

прочитана на конференции РГУФК в 2004 году и на 4 Национальном Конгрессе судей и тренеров ФТСР.
лектор: Нина Рубштейн
 
Итак, я начну со своего опыта как тренера и как психотерапевта.
Для того, чтобы эффективно решать проблемы любых взаимоотношений, важно располагать как можно более точной и полной информацией об интересах каждой из сторон системы «тренер – спортсмен – родитель». И здесь для тренера важно, в первую очередь, видеть свою личную позицию по отношению к спортсмену и его родителям, и как можно более правдиво.
Большая часть конфликтов возникает, как правило, из-за неверных представлений об интересах друг друга, и степени ответственности за результаты или проблемы.
Сейчас я предлагаю рассмотреть, какие именно интересы могут быть у каждой из сторон. И может быть что-то из этого уже само по себе будет для вас новостью.
Итак, в чем состоит тренерский интерес в танцевальном спорте.
Как правило, самый главный тренерский интерес – это его признание как специалиста учениками, их родителями, коллегами, судьями, арендодателями помещения, в котором он работает, широкой танцевальной общественностью. И это признание может складываться не только из тех результатов, которых достигают его ученики. Не менее значимыми для этого являются следующие моменты:

  • методичность подачи тренировочного материала;
  • психологическая атмосфера, которую тренер создает в клубе;
  • умение строить отношения с родителями;
  • умение строить отношения со спортсменами;
  • величина заработка тренера, которая отражается на его внешности и образе жизни;
  • умение планировать и продвигать карьерную стратегию учеников;
  • умение поддерживать трудолюбивых учеников и стимулировать менее азартных;
  • умение регулировать отношения в парах между спортсменами;
  • умение выстраивать отношения с ассистентами и коллегами, с которыми данный тренер сотрудничает;
  • умение защищать интересы своих спортсменов в конкурентной атмосфере турниров.

Эти и многие другие, более мелкие детали, делают тренера конкурентно способным и успешным. Опытные и талантливые тренеры обладают навыками эффективного поведения в каждом из перечисленных моментов, а молодым педагогам приходится этому учиться на собственных ошибках, а так же пользоваться помощью более опытных коллег, или специалистов в области психологии бизнеса, орг-консультантов, консультантов по проблемам отношений.
Спортсмен обладает некоторым схожим «пакетом» интересов.
Основным его стимулом является, как и у тренера, признание его таланта и способностей, индивидуальности и уникальности тренером и родителями, другими значимыми взрослыми. И я бы сказала, что это тот главный интерес, который лежит в основе его занятий танцевальным спортом.
На втором месте у спортсмена в танцевальном спорте – это любовь к музыке и движению, природное стремление к творческой самореализации.
И третий стимул танцора – это возможность общаться и самоутверждаться в среде сверстников и более старших спортсменов. Точно известно, что если ребенка лишить возможности тренироваться в группе и перевести только лишь на систему индивидуальных занятий, его мотивация значительно падает. Среди взрослых спортсменов тоже часто можно наблюдать такую тенденцию – они стремятся тренироваться в том месте, где есть возможность, кроме всего прочего, приятно «потусовать» J.
Та иерархия приоритетов у спортсмена, которую я привожу здесь, соответствует так называемому конкурентному, спортивному складу характера. Ребята, у которых приоритеты расставлены именно так, довольно успешно выстраивают свою танцевальную карьеру до определенного возраста. Достигнув некоторой духовной зрелости, став взрослыми, они сталкиваются с переоценкой ценностей, и тогда приоритеты могут поменяться местами. Для кого-то главным может стать общение со сверстниками, для кого-то – творческая самореализация. Первые из них со временем оставляют спорт, а вторые взлетают на новый, более взрослый, серьезный, профессиональный уровень. Еще кто-то останется на прежних позициях – престиж и признание. И такие танцоры с возрастом сталкиваются с серьезными сложностями психологического характера, отражающимися как на здоровье, способности эффективно тренироваться, точно и полно усваивать тренировочный материал, так и на проблемах отношений в танцевальной паре, усилении предстартовых волнений, адекватной оценке собственного исполнительского мастерства и пр.
Важно, что каковы бы ни были расстановки приоритетов, массовые доли значимости всех составляющих, всех пунктов внутри этой системы приоритетов, должны быть равны, и только тогда процесс роста может развиваться гармонично и стабильно. И это справедливо для каждого из участников этой социальной микрогруппы «тренер – спортсмен – родитель».
Еще один значимый персонаж – это родитель спортсмена J. Если с танцором и тренером все более-менее понятно: они нуждаются друг в друге, и в отсутствии одного из этих двух персонажей процесс просто не состоится, то с родителями ситуация другая. Они вроде бы и необходимы, но в то же время, тренер часто думает: хорошо бы обходиться без них J.
Родитель – довольно сложный человек, поскольку чаще всего именно он из всех троих не осознает своих истинных мотивов присутствия в танцевальном спорте, и от того создает массу сложностей. И я считаю важным тот факт, что тренер должен четко представлять мотивы присутствия родителей с тем, чтобы помогать им их осознавать. Тем самым тренер помогает родителям находить им самим для себя место в этом процессе, а так же те способы взаимодействий, которые будут адекватны ситуации и точно будут полезны для всех троих участников ситуации.
В психотерапии довольно весомое значение имеет тот факт, что когда есть психологические проблемы у ребенка, то это значит, что психотерапевту необходимо работать именно с родителями, и уже потом – с ребенком.
Перед тренером тоже встает эта задача, если он в своем коллективе играет сразу все роли – и руководителя, и тренера, и психолога одновременно. Хотя можно просто раздать эти роли подходящим для них людям J. И это уже тема для отдельной лекции по организации внутриклубной работы.
Итак, сфера интересов родителя.
Подразумевается, что родители приводят детей в танцевальный спорт для того, чтобы развить их природные задатки и, возможно, сделать ребенку красивую танцевальную карьеру. То есть, из наилучших побуждений и из любви к ребенку. Такие родители отдают вам свое чадо, полностью доверяя вашему профессионализму и периодически интересуясь ходом процесса. Иногда они спрашивают тренера, что необходимо от них, от родителей, чтобы поддерживать этот процесс.
Такой идеальный родитель – большая редкость, я думаю, вы знаете это по собственному опыту.
У всех остальных родителей под внешне схожей заинтересованностью кроется совсем другая, личная мотивация. И в основе этой неосознанной мотивации лежит их собственная нереализованность в творчестве, карьере или спорте.
Такие родители в лучшем случае с головой погрузятся в жизнь вашего клуба, и даже будут сидеть с вашими собственными детьми, пока вы работаете с их ребенком. А в худшем случае они будут встревать в тренировочный процесс, давать вам советы и третировать детей на турнирах тренировочными требованиями.
Ни лучший, ни худший из этих вариантов не идут на пользу ни танцору, ни тренеру, ни самому родителю, в связи с тем, что такой родитель смешивает социальные роли и выполняет не адекватные данной ситуации функции. А это в результате всегда ведет к конфликтам и проблемам. Под адекватными функциями я здесь подразумеваю те, которые соответствуют его социальной роли – роли родителя.
В связи с собственной нереализованностью, один родитель может пытаться неосознанно воплощать вместо родительской роли тренерскую по отношению к своему ребенку. Это никак не помогает тренеру, травмирует ребенка, и точно никак не решает проблемы самореализации родителя. Как правило, родители об этом мало догадываются.
Другой родитель может пытаться быть некоторым образом членом танцевального коллектива, быть активным соучастником процесса.
Третий случай – когда родителями движет некое убеждение, что можно каким-то образом влиять на тренера с целью добиться от ребенка бОльших результатов. В этом случае у родителя отсутствует понимание того, что результат зависит от самого ребенка в бОльшей степени, чем от тренера. Такие родители как будто пытаются усилить мотивацию тренера к занятиям с их ребенком с помощью дополнительных средств. Можно подумать, что у самого тренера без этого мало мотивации быть хорошим тренером J.
В роли этих самых дополнительных стимулирующих средств, которые употребляют родители, могут выступать и деньги, и «как бы» бесплатные услуги, и участие в личной жизни тренера, и прочее. Таким образом, родитель выступает в роли покупателя. Но покупает он здесь не услуги тренера, а самого тренера, в свое личное распоряжение.
Многим тренерам по собственному опыту известно, что развитие описанных отношений рано или поздно приводит к недоразумениям и конфликтам. И здесь принципиально важным становится не столько как разрешить эти конфликты, сколько как предотвратить их, учитывая, что такие родители никогда не перестанут к вам приходить. Таким образом, важным становится то, как строить отношения с такими родителями и как предупреждать развитие таких ситуаций.
В первую очередь, тренеру необходимо разобраться с собственной позицией в собственной педагогической роли. Здесь я предлагаю некоторую концепцию, основанную на гештальт-подходе. Эта концепция уже не раз доказала свою эффективность.
В гештальте существует понятие о том, что совмещение нескольких социальных ролей по отношению к одному и тому же человеку не приводит к эффективности ни в одной из них. Например, сочетание роли родителя и тренера по отношению к одному и тому же ребенку или даже взрослому.
Прежде всего, сочетание ролей неэффективно потому, что дезориентирует всех участников этих отношений в их обязательствах и правах друг к другу. А это, в свою очередь, рождает массу необоснованных ожиданий, перекладывание ответственности друг на друга, и как следствие – возникновение претензий.
Вот приблизительная характеристика этих ролей.
Тренер – это, в первую очередь, продавец своих услуг. Он точно знает, какая услуга сколько стоит и принимает оплату только деньгами, поскольку деньги – универсальное мерило для любых товаров и услуг. Бартер для тренера – мера исключительная, поскольку в бартере чрезвычайно трудно отмерить эквивалентность взаимных услуг. И здесь точно есть опасность создать почву для необоснованных ожиданий.
Кроме этого, тренер – это человек, обладающий строго определенной, узкоспециализированной и достаточно глубокой профессиональной квалификацией в той сфере услуг, которую он предлагает.
В компетенцию тренера входит:

  • знание спортивных требований к танцорам тех возрастных и квалификационных категорий, с которыми он работает;
  • знание возрастных психофизиологических особенностей спортсменов;
  • знание методики преподавания с учетом вышеперечисленных условий;
  • определение режимов и графиков тренировок, соревнований, спортивных сборов;
  • навыки организации тренировочного процесса.

Все, что сверх этого – харизма и личный стиль тренера – не относится к обязательному уровню профессионализма, позволяющему работать со спортсменами.
В компетентность тренера не входит:

  • Определение эмоционального состояния и состояния здоровья спортсмена;
  • Прогнозирование развития спортивной карьеры танцора;
  • Решение семейных, финансовых, учебных и прочих личных проблем танцора.

Характеристика родительской роли выглядит следующим образом.
Родитель – это человек, заботящийся о создании наиболее благоприятных условий для развития своего ребенка, обеспечения становления его личности, навыков здорового образа жизни и эффективного поведения. Главная его задача по отношению к ребенку – это поддержка.
В компетентность родителя входит:

  • Определение места, где его ребенок будет развиваться;
  • Выбор тренера;
  • Определение суммы денег, которые родитель готов потратить на развитие своего ребенка;
  • Обеспечение условий для отдыха и здорового образа жизни ребенка;
  • Уведомление тренера о трудностях, возникающих в тренировочном процессе у ребенка.

В компетентность родителя не выходит:

  • Методика и режим тренировок;
  • Стратегическое планирование тренировочного процесса;
  • Создание условий для работы тренера;
  • Решение личных, финансовых и прочих проблем тренера.

Все, что родитель предлагает или требует от тренера сверх перечисленного здесь, не является адекватным тренировочному процессу. В случае, если родитель настаивает на увеличении своего присутствия в тренировочном процессе, тренер имеет полное право предложить такому родителю заключение договора о дополнительных обязательствах или условиях тренировочного процесса на взаимовыгодных условиях.
То же самое имеет право потребовать и родитель, если тренер претендует на бОльшую долю участия в жизни ребенка, чем та, что определена его тренерской компетенцией.
Вполне закономерно может возникнуть вопрос: кто несет ответственность за спортивные результаты спортсмена?
Ответ: все трое в равной степени. И тренер, и родитель, и сам спортсмен. Каждый в той сфере, которая определяется его компетенцией.
Какова же тогда сфера компетенции самого танцора? За что он сам несет ответственность?
В первую очередь, за выполнение тренировочных требований, в которые входят:

  • Выполнение спортивных требований на тренировках;
  • Выполнение домашних заданий, если таковые есть;
  • Соблюдение правил здорового образа жизни, обусловленных спортивной необходимостью;
  • Соблюдение режима спортивных мероприятий (тренировок, соревнований, спортивных сборов);
  • Выполнение требований спортивной дисциплины;
  • Уведомление тренера о трудностях, с которыми он сталкивается в тренировочном процессе.

И вот то, за что танцор точно не отвечает:

  • За финансовое состояние, планы и намерения и тренера, и родителей, относительно него самого.

Здесь всплывает еще одно гештальтистское понятие: ответственность и ее границы.
То, что выше я очертила как границы компетенции, одновременно показывает и границы ответственности каждого. Имея их ввиду, чрезвычайно сложно создать неразрешимую конфликтную ситуацию. Однако наивно будет полагать, что родители и спортсмены тоже имеют об этом представление. Как говорят, незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение, и поэтому безопаснее все-таки знать о них. И если тренер изучает эти закономерности, как правило, на своем опыте и своих ошибках, то танцоры и их родители частенько предпочитают сваливать ответственность за проблемы на тренеров. И это есть игра в одни ворота. Здесь я могу дать вполне практический совет: знанию сфер ответственности танцоров и родителей нужно обучать. И для этого вполне подойдет следующий ряд мер.
Один из самых эффективных способов информировать родителей и спортсменов о степени их участия в тренировочном процессе – это печатная информация. Это могут быть информационные стенды в вашем клубе или буклеты, которые вы раздаете членам вашего коллектива. Вы так же можете включить эту информацию в бланк заявления о приеме в клуб, или в бланк договора между тренером и танцором или его родителями. И в этом тексте, наряду с правилами поведения, формой одежды для тренировок и условиями тренировок, финансовыми условиями, штрафными и поощрительными мерами, вы можете привести информацию о том, за что именно в тренировочном процессе отвечает тренер, за что танцор, а за что – его родители.
Другой хороший способ регулировать отношения в клубе, не исключающий первого – это родительские собрания. На них, помимо хозяйственных и стратегических задач клуба, вы можете обсуждать спортивные планы и результаты, нужды и достижения как всего коллектива, так и каждого танцора в отдельности. Вы можете говорить о трудностях, с которыми вы сталкиваетесь в работе с тем или иным спортсменом или родителем, а так же тех трудностях, с которыми сталкиваются сами танцоры.
Третья важная мера – это открытое обсуждение проблем и задач индивидуально с танцором и его родителями, или с парой и ее родителями. Причем здесь важно ориентироваться на собственную интуицию и организовывать такие встречи не тогда, когда проблема встала чрезвычайно остро, а при первых ее признаках.
Продолжая мысль о том, что родители часто не осознают своих личных мотивов участия в танцевальном спорте, хочу снова вернуться к теме отношений «родитель-тренер». Выше я уже сказала, что чудесно, когда тренер может направить бьющую через край родительскую энергию в безопасное и продуктивное русло. Здесь речь пойдет о том, каким образом это можно делать……………….
Родителям, которые стремятся тренировать своих детей, можно рекомендовать создать ребенку условия для самостоятельных тренировок. Важно донести до таких родителей, что в парных отношениях, какими являются отношения между ребенком и родителем, всегда работает определенный психологический феномен: все то, что берет на себя один член пары, другой игнорирует. Таким образом, если родитель сильно заинтересован в усилиях ребенка, то сам ребенок будет заинтересован в этом слабо. И лучший способ повысить его мотивацию – это предоставить ему свободу самому думать о своих усилиях, и самому встречаться с трудностями и пользой, к которым приводит тот или иной его выбор – хорошо тренироваться или сачковать.
Еще одной важной причиной различного рода сложностей во взаимоотношениях между тренером, спортсменом и его родителями является уровень мотивации спортсмена для занятий танцевальным спортом.
(Читайте следующую статью:«Мотивация танцоров» )

 
Hosted by uCoz